Проект направлен на повышение престижа промышленных предприятий, инженерно-технических специальностей и рабочих профессий в геологии и сопутствующим ей профессиям и мотивации к обучению и трудоустройству.
Создание таких маршрутов даст возможность привлечь молодежь и школьников не только из Тюменской, но и из других областей России, повысить узнаваемость региона, а также привлечь инвестиции в развитие регионального туризма.
Целевая аудитория: учащиеся 8-11 классов, колледжей, студенты профильных вузов.
Основная цель проекта - знакомство с профессией геолога (горного инженера) и сопутствующими специальностями, а также с социальной значимостью подвига первопроходцев, сыгравших ключевую роль в развитии Западной Сибири, обеспечив страну мощнейшей минерально-сырьевой базой. Мотивация молодежи к обучению и трудоустройству. Привлечение талантливой молодежи и учащихся в сферу исследований и разработок, повышение доступности информации о достижениях и перспективах российской науки.
Задачи проекта:
- Знакомство с историей нефтегазового освоения и становления геологии в области;
- Рассказ о геологах, личностях, качествах, умениях, навыках, сложностях и достижениях в истории и развитии отрасли города, региона, страны;
- Понимание роли профессионала-первопроходца, взаимосвязь между природными богатствами, человеческими качествами и развитием территорий;
- Выделение личностных качеств и ценностей, характерных для первооткрывателей, исследователей, специалистов нефтегазовой отрасли в освоении территорий и недр;
- Роль молодых специалистов в развитии инноваций и технического прогресса в отрасли;
- Участие молодежи, студентов и старшеклассников в конкурсах и проектах ведущих отраслевых вузов и предприятий.
Участники объединяются в четыре команды (в зависимости от состава группы от 10 человек), в каждой команде (бригаде) выбирают лидера. Каждая команда перед началом экскурсии получает четыре задания для исследовательской работы. Задания между ними распределяет гид-куратор, например, методом жеребьевки: участник от каждой бригады вытягивает бланк с заданием. Задача бригад — фиксировать в бланках основную информацию по заданной теме:
бригада №1 - о профессиях и их вкладе в развитие отрасли;
бригада №2 - о выдающихся личностях;
бригада №3 - о сложностях труда геологов и других профессионалов, а также о качествах, позволивших преодолеть сложности и достигнуть целей несмотря ни на что;
бригада №4 - о влиянии труда профессионалов-первопроходцев нефтегазовой отрасли и их последователей на город, область, страну в целом.
Гид-куратор представляет экскурсовода, проводящего интерактивную экскурсию, в ходе которой бригады выполняют задания на бланках.
Задачи: Знакомство с историей освоения края. Посещение значимых мест в городе, связанных с геологией. Посещение кабинетов И.И. Нестерова и В.И.Муравленко.
Гид-куратор коротко анонсирует предстоящую активность.
Определение профессии геолога как специалиста по изучению состава и строения горных пород с целью поисков и разведки месторождений полезных ископаемых.
Геология как наука, изучающая происхождение и строение Земли, ее историю и развитие, а также свойства и состав земной коры. Освещаются дисциплины, изучаемые в геологии, некоторые основные разделы геологии и их задачи. В конце экскурсии ребятам дается 15 минут, чтобы ответить на вопросы из карточек.
Задачи:
- знакомство с площадкой;
-знакомство с зарождением геологии и развитием нефтегазовой индустрии, формирование у участников представлений о разведке нефти и газа и процессах их добычи, устройствах и механизмах, характере труда профессионалов;
- создание у участников установки на осознанное планирование индивидуального профессионального маршрута, создание условий для понимания междисциплинарного характера отрасли;
- создание у участников установки на активное исследование пространства города.
Участники делятся на подгруппы (в зависимости от количества участников в туре). Карточки для распределения по подгруппам: Геологи -1 ; Геологи - 2 ; Бурильщики-1; Бурильщики-2.
Группа учащихся посещает Геолого-минералогический зал, знакомится с образцами полезных ископаемых, узнают что такое керны, друзы, там можно узнать, чем пахнет нефть, где забил первый фонтан нефти. Познакомиться с биографией выдающихся наших земляков – первопроходцев: учеными, геологами, нефтяниками, мастерами бурения.
Знакомство с музеем будет интерактивным. Участникам предстоит выполнить групповые задания: каждая группа получит три исследовательских вопроса. Ответить на них помогут экспозиция и экскурсовод. Также допустимо пользоваться интернетом, чтобы найти более развернутые ответы.
Экскурсовод музея проводит экскурсию по двум залам экспозиции для всех участников.
Основная цель — заинтересовать и сориентировать полевые исследовательские подгруппы: где, в каких зонах содержится информация и экспонаты, которые помогут ответить на вопросы.
Обязательная часть для всех — активность с сырой нефтью: посмотреть, подержать флаконы, понюхать, увидеть, как меняется цвет на свету, и т. п.
Участникам дается 15 минут после экскурсии для ответов на вопросы в карточках (в музейном зале).
24 лаборатории и более 300 единиц научного оборудования имеет Центр перспективных исследований и инновационных разработок Тюменского индустриального университета.
Известно, что для подготовки высококлассных специалистов в разных сферах необходимы не только теоретические знания, но и практические. Тогда процесс обучения становится интересным и информативным.
Именно для этого создано лабораторное отделение Центра перспективных исследований и инновационных разработок. Его общая площадь составляет 2400 кв. м. Всего в Центре действуют 24 лаборатории: 4 – научные и 20 учебные.
При этом лаборатории предназначены не только для обучения студентов, ученые выполняют заказы индустриальных партнеров, проводят исследования и испытания.
Одна из самых высокотехнологичных лабораторий предназначена для исследования буровых и тампонажных растворов.
Здесь установлен редкий аппарат – высокотемпературный электронный вискозиметр.
С помощью такого оборудования можно провести испытания буровых растворов при добычи трудноизвлекаемых запасов нефти и оптимизировать работы по бурению.
В России таких приборов всего пять.
Участники тура посещают высокотехнологическую лабораторию по исследованию свойств газа совместно с ПАО «Газпром» и участвуют в испытаниях.
К примеру, на газовых хроматографах «Хроматэк-Кристалл 5000» участники тура смогут определить состав природного и углеводородного сжиженного газов.
Такие исследования позволяют исключить наличие токсичных веществ, которые могут приводить к образованию коррозий в трубопроводах, двигателях автомобилей, а также загрязнять окружающую среду. В Центре ведется работа над 24 социально значимыми проектами.
Ученые создают высокопрочные конструкционные материалы, проектируют электромобили для людей с ограниченными возможностями, разрабатывают новые программные приложения. Все это возможно благодаря качественному оснащению Центра.
В завершение участники тура отвечают на вопросы из карточек.
Горячие источники – гордость Тюменской области. Мало кто знает, но около 70 миллионов лет назад по территории Тюменской области растекалось теплое Западно-Сибирское море. В нем обитали древние акулы, рыбы и скаты.
Море ушло, но его шум до сих пор можно слышать на термальных источниках
региона – прямых наследниках этого тропического водоема.
На них наткнулись первые нефтяники, искавшие здесь «черное золото».
Испытать целебную силу термальных минеральных вод, расслабиться и зарядить организм энергией приезжают туристы из разных регионов страны. Вода в бассейнах обладает лечебно-профилактическим свойством, температура воды круглогодично +38°С.
1. Экскурсия по предприятию.
Представитель предприятия проводит экскурсию в кернохранилище и лаборатории, общественным пространствам, знакомит со специалистами различных подразделений и специальностей. Ребята имеют возможность задать ведущему вопросы относительно профессий отрасли.
По ходу экскурсии ребята делают пометки в карточках, отвечая на вопросы. Результаты работы пригодятся в ходе завершающей рефлексии.
2. Встреча с ветераном геологии и молодыми специалистами отрасли
Ветераны отрасли считают, что «молодежь, живущая в Западной Сибири, не может, не имеет права не знать о замечательном прошлом своих отцов и дедов. Возможно, эта память многим из молодых позволит найти себя в жизни, определить свой профессиональный путь, ощутить себя патриотом своего края…».
Задачи:
- знакомство с ветераном геологии и историей его становления, как профессионала.
- преемственность поколений: Гость рассказывает о себе, своем профессиональном пути, об интересных фактах из жизни геологических экспедициях, о своих знаменитых соратниках, об открытии месторождений и своем вкладе в дело всей жизни. О работе с молодыми специалистами, о наставничестве.
- знакомство с молодыми специалистами, с инновационными идеями. Рассказ об их новаторских идеях и проектах, изобретениях. Возможная демонстрация изобретений или идей;
- определение трендов в области отрасли управления процессами.
В ходе встреч ребята делают пометки в своих карточках, отвечают на вопросы.
После встречи с участниками ребята собираются в конференц-зале (актовом зале), отвечают на вопросы в карточках.
Ребятам дается 10 минут для обмена собранной информацией. Процессом управляет гид куратор: он следит, чтобы каждая из бригад высказалась, чтобы на каждый пункт был дан ответ, в случае затруднений фасилитируют процесс, задавая дополнительные наводящие вопросы.
Затем в течение следующих 10 минут командам предлагается в творческой форме (плаката,комикса, схемы) отразить ключевые результаты по теме их исследования, а также вынести в качестве заголовка короткий факт или вывод, который их особенно впечатлил.
При желании команды могут придумать и короткую миниатюру. Важное условие — в презентации должен принять участие каждый.
Каждой команде дается максимум 5 минут на презентацию результатов своей работы.
После каждого выступления у других команд есть возможность задать 1–2 вопроса. В завершение выступлений каждый участник команды награждается дипломом/сувениром.