Цель: Знакомство с профессией геолога (горного инженера).
Задачи: Знакомство с историей нефтегазового освоения и становления геологии в области. Рассказ о геологах, личностях, качествах, умениях, навыках, сложностях, достижениях, вкладах в историю и развитие отрасли города, региона, страны; понимание роли профессионала-первопроходца в развитии территории; выделение личностных качеств и ценностей, характерных для первооткрывателей, исследователей, специалистов нефтегазовой отрасли в области освоения территорий и недр; рефлексия взаимосвязи между природными богатствами, человеческими качествами и развитием территорий; рефлексия собственных качеств первопроходца: в чем они проявляются уже сегодня, как их можно развить.
Участники объединяются в четыре команды ( в зависимости от состава группы от 10 человек), в каждой команде (бригаде) выбирают лидера. Каждая команда перед началом экскурсии получает четыре задания для исследовательской работы. Задания между ними распределяет гид-куратор, например, методом жеребьевки: участник от каждой бригады вытягивает бланк с заданием.
Задача бригад — фиксировать в бланках основную информацию по заданной теме:
бригада №1 - о профессиях и их вкладе в развитие отрасли;
бригада №2 - о выдающихся личностях;
бригада №3 - о сложностях труда геологов и других профессионалов, а также о качествах, позволивших преодолеть сложности и достигнуть целей несмотря ни на что;
бригада №4 - о влиянии труда профессионалов-первопроходцев нефтегазовой отрасли и их последователей на город, область, страну в целом.
Гид-куратор представляет экскурсовода, проводящего интерактивную экскурсию, в ходе которой бригады выполняют задания на бланках.
Задачи: Знакомство с историей освоения края. Посещение значимых мест в городе, связанных с геологией. Посещение кабинетов И.И. Нестерова и В.И.Муравленко.
Гид-куратор коротко анонсирует предстоящую активность. Определение профессии геолога как специалиста по изучению состава и строения горных пород с целью поисков и разведки месторождений полезных ископаемых.
Геология как наука, изучающая происхождение и строение Земли, ее историю и развитие, а также свойства и состав земной коры. Освещаются дисциплины, изучаемые в геологии, некоторые основные разделы геологии и их задачи.
В конце экскурсии ребятам дается 15 минут, чтобы ответить на вопросы из карточек.
Экскурсия по музею науки и техники Зауралья им. Д.И. Менделеева (посещение группами геолого-минералогического зала и зала истории освоения нефтегазовых месторождений, выполнение заданий).
Задачи:
- знакомство с площадкой;
-знакомство с зарождением геологии и развитием нефтегазовой индустрии, формирование у участников представлений о разведке нефти и газа и процессах их добычи, устройствах и механизмах, характере труда профессионалов;
- создание у участников установки на осознанное планирование индивидуального профессионального маршрута, создание условий для понимания междисциплинарного характера отрасли;
- создание у участников установки на активное исследование пространства города.
Участники делятся на подгруппы (в зависимости от количества участников в туре). Карточки для распределения по подгруппам: Геологи -1 ; Геологи - 2 ; Бурильщики-1; Бурильщики-2.
Группа учащихся посещает Геолого-минералогический зал, знакомится с образцами полезных ископаемых, узнают что такое керны, друзы, там можно узнать, чем пахнет нефть, где забил первый фонтан нефти. Познакомиться с биографией выдающихся наших земляков – первопроходцев: учеными, геологами, нефтяниками, мастерами бурения.
Знакомство с музеем будет интерактивным. Участникам предстоит выполнить групповые задания: каждая группа получит три исследовательских вопроса. Ответить на них помогут экспозиция и экскурсовод. Также допустимо пользоваться интернетом, чтобы найти более развернутые ответы.
Экскурсовод музея проводит экскурсию по двум залам экспозиции для всех участников.
Основная цель — заинтересовать и сориентировать полевые исследовательские подгруппы: где, в каких зонах содержится информация и экспонаты, которые помогут ответить на вопросы.
Обязательная часть для всех — активность с сырой нефтью: посмотреть, подержать флаконы, понюхать, увидеть, как меняется цвет на свету, и т. п. Участникам дается 15 минут после экскурсии для ответов на вопросы в карточках (в музейном зале)
Ребята знакомятся с актуальными и востребованными сегодня специальностями нефтегазовой отрасли, узнают об условиях поступления, особенностях обучения, практики, развития карьеры, имеют возможность задать интересующие вопросы по профилям подготовки.
В завершение участники тура отвечают на вопросы из карточек.
1. Экскурсия по предприятию.
Представитель предприятия проводит экскурсию в кернохранилище и лаборатории, общественным пространствам, знакомит со специалистами различных подразделений и специальностей. Ребята имеют возможность задать ведущему вопросы относительно профессий отрасли.
По ходу экскурсии ребята делают пометки в карточках, отвечая на вопросы. Результаты работы пригодятся в ходе завершающей рефлексии.
2. Встреча с ветераном геологии и молодыми специалистами отрасли.
Задачи:
- знакомство с ветераном геологии и историей его становления, как профессионала.
преемственность поколений:
Гость рассказывает о себе, своем профессиональном пути, об интересных фактах из жизни геологических экспедициях, о своих знаменитых соратниках, об открытии месторождений и своем вкладе в дело всей жизни. О работе с молодыми специалистами, о наставничестве.
- знакомств с молодыми специалистами, с инновационными идеями.
Рассказ об их новаторских идеях и проектах, изобретениях. Возможная демонстрация изобретений или идей;
- определение трендов в области отрасли управления процессами;
- создание у участников установки на осознанное планирование индивидуального профессионального маршрута.
В ходе встреч ребята делают пометки в своих карточках, отвечают на вопросы.
После встречи с участниками ребята собираются в конференц-зале (актовом зале), отвечают на вопросы в карточках.
Ребятам дается 10минут для обмена собранной информацией.
Процессом управляет гид-куратор: он следит, чтобы каждая из бригад высказалась, чтобы на каждый пункт был дан ответ, в случае затруднений фасилитируют процесс, задавая дополнительные наводящие вопросы.
Затем в течение следующих 10 минут командам предлагается в творческой форме (плаката, комикса, схемы) отразить ключевые результаты по теме их исследования, а также вынести в качестве заголовка короткий факт или вывод, который их особенно впечатлил.
При желании команды могут придумать и короткую миниатюру.
Важное условие — в презентации должен принять участие каждый.
Каждой команде дается максимум 5 минут на презентацию результатов своей работы. После каждого выступления у других команд есть возможность задать 1–2 вопроса. В завершение выступлений каждый участник команды награждается дипломом/сувениром.