Цель «Живого урока» – более широкое раскрытие темы школьной программы о Гражданской войне в Сибири и российских правителях на Тюменской и Омской земле на примерах краеведческого материала; формирование у молодого поколения мотиваций к самостоятельному изучению истории России путем «погружения» и знакомства с объектами, архивными документами, музейными экспозициями, творческими дискуссиями и мастер-классами.
Стратегической задачей детского туризма является изучение родной страны и приобщение к национальным, историко-культурным и природным ценностям государства, что должно обеспечить интеллектуальное, духовное и творческое развитие, а также патриотическое воспитание подрастающего поколения. «Живая» визуализация учебных программ – один из главных мировых трендов в подростковом туризме.
Цель данной программы (Тюмень - Тобольск - Омск) не только рассказать, показать и дать историческую оценку событиям, связанным с судьбой Романовых и Гражданской войной в Сибири, но и на примере воспитания детей в царской семье Николая II заронить в сердца молодежи основные ценности духовно-нравственного воспитания.
Поэтому тур носит не только культурно-познавательную, но, прежде всего, духовно – просветительскую задачу, направленную на возрождения исторической приемлемости лучших духовных ценностей, которые были присущи Российскому государству и его народу. Таких, как гражданственность, патриотизм, милосердие, благотворительность, верность, целомудрие, семья.
В первой половине экскурсионной программы дети знакомятся в рамках обзорной экскурсии с первым русским городом в Сибири, историческими местами и музеями, связанными с посещением Тюмени представителями Дома Романовых или названными в их честь.
Это музей «Усадьба Колокольниковых» - старинный купеческий особняк, принимавший цесаревича Александра II с его учителем В.Жуковским в 1837 году во время его путешествия по России. В этом музее предусмотрена интерактивная экскурсия – квест, который с интересом решают юные туристы.
Сразу два объекта по соседству – городская площадь и здание реального училища – в память о посещении наследника престола получили имя Александровских. Объекты показа, непосредственно связанные с тематикой «Императорского маршрута», удачно перемежаются основными достопримечательностями Тюмени, ставшими ее символами – вантовым мостом Влюбленных и уникальной четырехъярусной набережной реки Тура, Свято-Троицким монастырем, монументом «Карта Тюменской области» и другими.
Вторая половина экскурсионной программы по Тюмени задает более серьезный тон. Она посвящена началу царской Голгофы – пути в сибирскую ссылку императора Николая II и его семьи.
В доме-музее «Царская пристань», рядом с которым сто один год назад состоялась пересадка семьи Николая II с поезда на пароход, силами обществ «Сестер Милосердия» и «Тюменского Казачества» организована экспозиция «Отечество и вера. Воспитание детей Царской семьи».
Данная экскурсия посвящена воспитанию любви, чувству патриотизма, милосердия и благотворительности на примерах из жизни семьи Романовых.
В старинном здании, в окружении предметов эпохи Империи, сестра милосердия рассказывает детям о воспитании каждой из дочерей и цесаревича на примерах из выдержек царских дневников и писем, пользуясь исключительно достоверными материалами, ведя постоянный диалог с детьми.
В Богородице-Рождественском женском монастыре дети встречаются с воспитанниками детского дома «Отрада». Здесь юных путешественников ждет важная миссия: мастер-класс по изготовлению ангелов для благотворительного базара «Белый цветок».
Сто с лишним лет назад благотворительная ярмарка с таким названием была организована по инициативе императрицы Александры Федоровны, а участниками ее были царские дети.
Таким образом, дети не только знакомятся с идеей благотворительности, но и сами участвуют в благотворительной акции. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность.
Если в наши дни Тобольск, основанный годом позже Тюмени, является вторым по численности городом региона, то во времена Российской Империи «отец городов сибирских», как называли Тобольск, являлся столицей огромной Тобольской губернии, простиравшейся от Урала до Тихого океана. Древний Тобольский Кремль, расположенный на крутом берегу Иртыша, остается в неизменном виде с конца XVII века.
Среди многообразия музеев Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника участники программы знакомятся с основными объектами показа – прежде всего, с музеем «Дом семьи императора Николая II», где семья последнего царя провела в ссылке более восьми месяцев. Музей отличают подлинные интерьеры и планировка. В экспозиции представлены как подлинные предметы, принадлежавшие царской семье, так и экспонаты, переданные музеями Санкт-Петербурга, Москвы, а также частными коллекционерами.
Еще один музей, входящий в программу «Императорского маршрута», «Дворец наместника», - переносит участников тура в XVI и XVII века – время присоединения Сибири и становления как опорного края державы.
Маршрут расскажет о посещении Омска Николаем II будучи цесаревичем и вынужденным пребыванием на станцию «Любинская» царской семьи в 1918 году. О строительстве и развитии Транссибирской железнодорожной магистрали и роли Романовых в этом проекте. О Гражданской войне в Сибири и Верховном правителе России в это время – Колчаке.
Участие в интерактивных программах позволит школьникам лучше понять эпоху царствования последнего русского императора, а посещение знаковых объектов – узнать свое прошлое, отдать дань уважения историческим личностям в эпоху, ставшую для России переломным этапом.
ЗАДАЧИ:
— В рамках «Живого урока» предложить старшеклассникам выявить противоречивый характер русской истории начала 20 века. Рассмотреть периоды Гражданской войны;
— Экскурсия нацелена на возможность рассмотреть историческое событие Гражданской войны на фоне современных событий;
— Выявить и обсудить основные дискуссионные вопросы Гражданской войны;
— Рассмотреть с позиций современной политической истории процесс формирования исторической памяти о Гражданской войне;
—Ознакомиться с символикой данного периода.
Участники тура каждый день заполняют "Блокнот школьника", в конце тура обсуждают полученные знания и презентуют их в своей школе, после возвращения.
Сегодня, спустя 100 лет, мы должны окончательно подвести черту, перестать делить наших предков на красных и белых, правых и виноватых, победителей и побежденных, ибо в Гражданской войне не бывает победителей, нет ничего страшнее братоубийственной бойни.
В центре памятника на высокой стеле стоит женская фигура, которая олицетворяет образ матери - России. А у основания постамента - два ее сына, один - белогвардеец, а второй - красноармеец. За их спинами - бронзовые горельефы со сценами Гражданской войны и Русского исхода.